Россия
Беларусь
home АптекарьИД Бионика
О журнале Рекламодателю rubrikator архив подписка° отдых контакты



Аптеки снова на контроле. Теперь – у Общественной палаты

Аптеки снова на контроле. Теперь – у Общественной палаты

Как показывают опросы общественного мнения, более половины россиян вообще не знают, что у нас есть такой орган государственной власти, как Общественная палата Российской Федерации (ОПРФ). Согласно тем же опросам, те, кто знают про ее деятельность по большей части ее не одобряют: опрос, проведенный фондом «Общественное мнение» в 2012 г. показал, что только 3% опрошенных оценивают деятельность Общественной палаты позитивно, а в аналогичном исследовании, проведенном «Левада-центром» в феврале 2014 г., положительно об Общественной палате отозвались 11% опрошенных.

Однако структура такая есть, и она регулярно получает средства из федерального бюджета. И, как следствие, должна показывать результаты своей деятельности.

Очень горячая линия

В этом году объектом внимания со стороны Общественной палаты РФ стали вопросы лекарственного обеспечения. Для их решения, в частности, с 28 марта 2017 г. в ОПРФ была открыта горячая линия по мониторингу цен на продукты питания и медикаменты (телефон 8-800-737-77-66, бесплатный звонок из любого региона России, время работы: пн–чт с 9:00 до 18:00, пт с 9:00 до 16:45 по московскому времени, а также форма обратной связи на сайте ОПРФ). По телефону горячей линии или через сайт ОПРФ граждане России (впрочем, и не граждане тоже) могут сообщить о фактах неправомерного (по их мнению) повышения цен на продукты питания и медикаменты.

Предполагается, что информация, поступающая на горячую линию, будет оперативно обрабатываться, обобщаться и направляться в Генеральную прокуратуру РФ для принятия мер реагирования.

Как заявил инициатор проекта, член Совета ОПРФ Владимир Слепак: «На основании Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" в рамках поручения Президента РФ Владимира Путина о "необходимости детально разбираться с фактами неправомерного роста цен на основные продукты питания и жизненно важные медикаменты", данного 14 марта с.г. на Коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, мы открываем горячую линию по мониторингу цен на продукты питания и медикаменты и просим потребителей, общественные организации, региональные общественные палаты, органы местного самоуправления сообщать нам о возможных фактах экономически необоснованного повышения цен».

Чем же с практической точки зрения грозит российским аптекам инициатива г-на Слепака? Возможностью новых неожиданных прокурорских проверок.

По сути, новый инструмент подачи жалоб позволяет любому нашему покупателю (а также соседу, конкуренту, проходящему мимо аптеки психически нездоровому человеку или даже Президенту США Дональду Трампу) без каких-либо законных оснований подать жалобу на аптечную организацию за завышение цен («у них очень дорого, мне на боярышник не хватило!») и это может стать причиной проведения в аптеке проверки, причем инициированной Генеральной прокуратурой РФ.

Очевидно, что инициатива чиновников-общественников не сможет решить проблемы ограниченной доступности лекарств для малообеспеченных граждан. Да и президент России в своем послании говорил совсем о других вещах. Однако в результате можно смело утверждать, что у нас в стране появился новый репрессивный инструмент воздействия на аптечные организации.

Имитация деятельности

Стоит также отметить, что с нового года ОПРФ также начала проведение мониторинга нарушений прав граждан при получении льготных лекарств. Вернее, эту функцию ОПРФ передала в Фонд независимого мониторинга «Здоровье», который возглавляет член Общественной палаты РФ Эдуард Гаврилов. По мнению г-на Гаврилова: «В регионах многие врачи под давлением своего руководства стараются не выписывать пациентам необходимые им лекарства, если тех нет в наличии в аптечных пунктах. В лучшем случае врачи выписывают другие препараты, менее эффективные. Аптеки также отказываются принимать рецепты на отсутствующие в данный момент лекарства, чтобы не ставить эти рецепты на отсроченное обслуживание. В результате пациенты остаются без полноценного лечения».

Впрочем, если даже действительно в регионах существует подобная практика, не совсем понятно, какую пользу может принести ОПРФ в решении этой проблемы, учитывая, что административная ответственность за отказы в выписке рецептов или выдаче лекарственных препаратов федеральным законодательством не предусмотрена.

В то же время стоит отметить, что на уровне отдельных субъектов Российской Федерации разработано региональное законодательство, предусматривающее наложение штрафов на аптечные организации за нарушение прав льготников. Например, в Москве за нарушения установленного порядка обеспечения отдельных категорий жителей Москвы ЛС и ИМН, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50%-ной скидкой, согласно ст. 2.10 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» может быть наложен штраф, размер которого для должностных лиц аптечной организации составляет от 500 до 2 000 руб., для юридических лиц от 2 000 до 5 000 руб.

Владимир Корнюшин, директор Северо-западной академии экономической безопасности

Вернуться к списку статей номера

bottomline1 bottomline2
Rambler`s Top 100
© 2006 «Аптекарь. Объемный взгляд на профессию»
Все права защищены.
Тематический каталог. Рефакторинг сайта: ООО "Бионика Медиа"
Контакты в России
телефон: (495) 786-25-41
e-mail: info@aptekarjournal.com