Россия
Беларусь
home АптекарьИД Бионика
О журнале Рекламодателю rubrikator архив подписка° отдых контакты



Деликатный вопрос

Деликатный вопрос

Наш эксперт – психолог, бизнес-тренер, коуч, расстановщик, семейный системный психотерапевт, арт-терапевт Ольга Николаевна Заводилина (г. Москва)

Повышение по службе важно для каждого сотрудника: кто-то стремится к продвижению по карьерной лестнице, а кто-то мечтает просто о повышении зарплаты. Конечно, хорошо, если такое повышение происходит по инициативе руководства, но такое случается далеко не всегда: зачастую сотрудникам приходится ждать повышения годами или самим обращаться к руководителю с просьбой о повышении в должности или о прибавке к зарплате. Но это очень деликатный вопрос, и немногие люди решаются на такой шаг. О том, как решиться и попросить повышения, рассказывает наш эксперт.

Аптекарь (А): Ольга Николаевна, большинство руководителей не спешат повышать зарплаты своим подчиненным, и сотрудникам приходится самим просить о таком повышении. Но решиться на это могут немногие. Что может сделать сотрудник? Как обратиться к руководителю за повышением?

Ольга Заводилина (О.З.): Прежде всего нужно понять, почему сотрудник не просит этого повышения, что именно его останавливает. Очень часто у человек сам себя отговаривает: «я недавно работаю в компании, мне рано просить повышения», «в стране кризис, зарплаты не повышают», «другие сотрудники работают лучше меня, но даже им не повышают», «мой начальник суровый и ужасный, он никому не дает повышения и мне не даст». Но подобные аргументы – это всего лишь первый слой психологических проблем, которые мешают человеку попросить повышения. Поэтому первый шаг к решению данной проблемы – перестать искать причины для того, чтобы не просить повышения.

А: Если причины не просить повышения – это только первый слой, значит есть и второй? И, возможно, третий?

О.З.: Второй слой – более глубинный: это страх и неуверенность в себе. На этом этапе человек может чувствовать, что он недостоин повышения зарплаты, недостоин улучшения качества своей жизни. Такое ощущение возникает из глубинного чувства вины за собственное несовершенство и за ошибки, совершенные в жизни: «я чего-то не знаю, что-то не умею, у меня не хватает опыта, я ошибаюсь» и т.п. На этом этапе важно очень четко сформулировать следующее: каков ваш профессиональный опыт, что вы знаете и умеете делать по своей специализации, какие обязанности вы выполняете в компании. После этого посмотрите в интернете, сколько может стоить сотрудник с такими знаниями и опытом на рынке труда. Если сотрудникам с аналогичными профессиональными качествами предлагаются более высокие зарплаты, чем у вас сейчас, это даст вам дополнительный аргумент для разговора с руководителем о повышении.

А: Но зачастую сотрудники избегают обращаться к начальнику с просьбой о повышении, потому что боятся, что могут сделать себе еще хуже: и прибавку не получат, и гнев руководства на себя навлекут, а могут и вообще работы лишиться.

О.З.: Действительно, такой страх есть, и это третий глубинный слой проблемы – боязнь отказа, боязнь собственной ошибки. Для преодоления этой проблемы очень важно следующее. Во-первых, понимать, что ошибаться могут все люди. Во-вторых, принять тот факт, что вы тоже можете ошибаться, и вам действительно могут отказать в повышении. В-третьих, знать, что даже если вам откажут, это не будет такой катастрофической ошибкой, которую невозможно исправить.

На этом хочу остановиться подробнее. Очень важно понимать, откуда берется боязнь отказа. Как правило, за этим страхом скрывается глубинная травма детства – травма отвержения. И через призму этой травмы человек воспринимает любой отказ как отвержение, как свою глобальную ненужность и ошибку, которую невозможно исправить (я виноват, что попросил – лучше бы я этого не делал, меня отвергли, я тут не нужен, как мне после такого отказа смотреть в глаза коллегам и т.д.). Поэтому очень важно разделять отказ и свою нужность: если вам отказали, это еще не значит, что вы тут не нужны. Отказ не означает, что вас отвергают – он означает, что у руководителя есть объективные причины для этого отказа, которые можно выяснить.

А: И как выяснить эти причины?

О.З.: Просто спросите у руководителя, из-за чего он вам отказывает в повышении, с чем связан отказ. Его ответ покажет, что именно вам нужно скорректировать в своей работе, чтобы надеяться на повышение в будущем. Если у вас хромает дисциплина, начните относиться к ней более ответственно. Если вы не успеваете закончить работу вовремя и задерживаетесь после окончания рабочего дня, подумайте, как можно повысить свою производительность. Если вам не хватает знаний или умений, можно пройти определенные тренинги или курсы повышения квалификации и т.д. Таким образом, вы сможете учесть все замечания руководства и через некоторое время снова вернуться к разговору о своем повышении. Если доводы руководителя, которыми он мотивирует отказ в повышении, покажутся вам несправедливыми (например, вас обвинили в несвоевременной сдаче отчета, хотя за это отвечал другой сотрудник), вы сможете помочь себе, приведя убедительные для начальника аргументы.

Если руководитель скажет, что в данной компании в принципе невозможно какое-либо повышение, вы сможете решить, что вам важнее – перейти в другую компанию, где вам дадут более высокую зарплату, или продолжать работать на прежних условиях в надежде, что в будущем ситуация все-таки изменится к лучшему.

Есть и еще один важный момент: руководитель может отказать в повышении совершенно несправедливо и никак не аргументировать свой отказ (типа «нет, и все»). В этом случае можно обратиться с просьбой о повышении к высшему руководству (если оно есть) или принять такой отказ спокойно и не обвинять себя в том, что вы решились на такой разговор.

А: Какой момент лучше выбрать для того, чтобы обратиться к руководителю с просьбой о повышении?

О.З.: После того как вы подготовились к такому разговору (т.е. вспомнили все свои профессиональные компетенции и те должностные обязанности, которые вы выполняете постоянно, оценили ситуацию на рынке труда, подготовили аргументы, которые помогут убедить руководителя в том, что вы действительно достойны повышения, и морально подготовились к тому, что вам могут и отказать), очень важно выбрать для такого разговора подходящий момент. Если начальник рассержен или просто в плохом настроении, то в этот день подходить к нему с просьбой о повышении будет неразумно. Но если компания удачно завершила крупный проект, или если вы лично сделали что-то очень существенное для компании или проявили себя на работе, или вы просто чувствуете, что сегодня все происходящее в компании располагает к этому, то в этот момент есть смысл просить повышения.

Ольга Жукова

Вернуться к списку статей номера

bottomline1 bottomline2
Rambler`s Top 100
© 2006 «Аптекарь. Объемный взгляд на профессию»
Все права защищены.
Тематический каталог. Рефакторинг сайта: ООО "Бионика Медиа"
Контакты в России
телефон: (495) 786-25-41
e-mail: info@aptekarjournal.com