Россия
Беларусь
home АптекарьИД Бионика
О журнале Рекламодателю rubrikator архив подписка° отдых контакты



Замечания руководителя: обижаться или нет?

Замечания руководителя: обижаться или нет?

Отношения между начальником и подчиненным не всегда бывают гладкими, а нарекания руководителя – не всегда заслуженными. Но иногда подчиненные воспринимают как личную обиду даже справедливые и корректные замечания начальника. О том, почему это происходит и как можно этого избежать, рассказывает наш эксперт.

Аптекарь (А): Ольга Николаевна, в рабочих коллективах довольно часто бывают ситуации, когда сотрудник воспринимает замечания руководителя как личную обиду. Почему это происходит?

Ольга Заводилина (О.З.): Основной причиной такой ситуации может быть манипулятивная позиция самого сотрудника: он неосознанно пытается вызвать чувство вины у руководителя. Человек готов сделать многое, чтобы не чувствовать себя виноватым перед другими. Если начальник будет чувствовать себя виноватым перед каким-то сотрудником, он неосознанно будет давать бонусы этому сотруднику, чтобы загладить свою вину. И сотрудник неосознанно провоцирует начальника на агрессию ради получения этих бонусов.

Наличие данного процесса в коллективе означает, что здесь происходит смешение личностного и профессионального.

В этом случае люди вообще перестают видеть реальное положение дел и понимать, что происходит. Важно понимать, что работа и личная жизнь – вещи разные, и смешивать их нельзя!

А: В чем заключается такое смешение личностного и профессионального?

О.З.: Очень часто сотрудник, приходя на работу, пытается выстраивать там личные отношения, старается сделать так, чтобы ему там было хорошо и комфортно, чтобы все члены рабочего коллектива любили и уважали друг друга – т.е. он стремится создать себе на работе уютное, практически «домаш­нее» состояние. В этом случае он воспринимает начальника как друга. И при таком отношении любое замечание руководителя воспринимается подчиненным как личное оскорбление – т.е. происходит смешение личностного и профессионального.

Чтобы этого не произошло, необ­ходимо понимать, что работа – это не дом, поэтому не следует ждать от коллег или руководства глубокой дружбы и нежной любви. На работе нужно выполнять свои профессиональные обязанности и выстраивать чисто деловые отношения – без конфликтов, но и без чрезмерной дружбы.

А: Но ведь иногда на работе действительно возникают дружеские отношения.

О.З.: Да, это так, поэтому очень важно соблюдать личностные границы и понимать, где личное, а где работа. Но если сотрудник чувствует, что у него происходит такое смешение, это нужно отследить и напомнить себе, что это работа, а если начальник делает замечание, то нужно к нему прислушаться, а не обижаться. То же самое относится и к руководителю: он тоже должен отслеживать свое отношение к подчиненным и не допускать по отношению к ним излишней «родительской» опеки.

А: Как же этого добиться?

О.З.: Руководителю следует регулярно напоминать себе, что его задача – следить за тем, чтобы все работники качественно и профессионально выполняли свою работу. Рядовой сотрудник в свою очередь должен напоминать себе, что на работе он – сотрудник, выполняющий определенный функционал. И если сотрудник выполняет свой функционал некачественно или не так добросовестно, как хотелось бы руководству, руководитель имеет полное право и даже обязан делать ему замечания. Если все сотрудники – как на рядовых, так и на руководящих позициях – будут это помнить и четко разделять работу и личную жизнь, это позволит выстроить в коллективе хорошие, грамотные и профессиональные отношения. Тогда и атмосфера в коллективе всегда будет рабочей и конструктивной, и у сотрудников не будет обид на замечания руководителя.

А: Но это не всегда получается...

О.З.: Действительно. Но проблема может быть гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Бывает, что у человека что-то не складывается в личной жизни, и он, вместо того чтобы начинать решать свои личные проблемы, подсознательно стремится на работе быть «хорошим» и требует к себе такого же отношения, в т.ч. и со стороны руководства. То есть происходит то самое смешение личностного и профессионального. В этом случае сотруднику необходимо разобраться в себе и понять, что именно с ним происходит и почему он переносит на работу свои личные проблемы.

К сожалению, самостоятельно это понять зачастую невозможно, и для решения проблемы лучше обратиться за помощью к психологу.

А: А у руководителя тоже могут быть такие проблемы?

О.З.: Если руководитель видит, что сотрудник начал воспринимать его замечания как личные оскорбления, ему надо осознать, что он тоже принимал участие в создании такой ситуации. Вероятнее всего, в какой-то момент он начал проявлять к подчиненным «родительское» отношение и стал для них добрым, хорошим и всепрощающим другом или даже «нянькой». При таком отношении начальника к подчиненным неизбежно возникает много проблем, одна из которых – замечания руководителя воспринимаются как личное оскорбление.

А: Что же делать?

О.З.: Прежде всего нужно научиться разделять две реальности – работу и личную жизнь. Поведение каждого человека дома, с семьей и с друзьями – это совершенно другие роли, которые нельзя смешивать с профессиональной деятельностью. Поэтому при общении с руководителем нужно научиться разделять начальника и образ «доброй няни», а затем понимать, где есть оскорбление, а где его на самом деле нет. Спросите себя, что в словах руководителя показалось вам оскорбительным? Ответ на этот вопрос поможет вам понять, оскорбили вас на самом деле или нет, а если нет, то почему замечание руководителя вы восприняли как личную обиду или оскорбление.

Если начальник действительно был с вами груб, обозвал вас (например, назвал ду­раком), дайте понять, что вас это не устраивает, и попросите его при общении с вами быть более корректным и не использовать личные оскорбления – т.е. дайте начальнику обратную связь.

Но если в словах руководителя прямого оскорбления нет и от вас требуют просто исправить ту оплошность, на которую вам указали (вовремя сдавать отчет, не опаздывать на работу и т.п.), необходимо задуматься над тем, почему же вас так задевает сделанное замечание и с чем это связано. Постарайтесь проанализировать, разобраться и понять, почему вдруг вы стали видеть оскорбление там, где его нет. Из-за чего обижаетесь на вполне справедливые деловые замечания? Может быть, вы подсознательно саботируете эту работу? Может быть, она вас уже не устраивает? Ответы на эти вопросы помогут вам разобраться в том, что происходит.

Ольга ЖУКОВА

Вернуться к списку статей номера

bottomline1 bottomline2
Rambler`s Top 100
© 2006 «Аптекарь. Объемный взгляд на профессию»
Все права защищены.
Тематический каталог. Рефакторинг сайта: ООО "Бионика Медиа"
Контакты в России
телефон: (495) 786-25-41
e-mail: info@aptekarjournal.com