Россия
Беларусь
home АптекарьИД Бионика
О журнале Рекламодателю rubrikator архив подписка° отдых контакты



Электронный рецепт – польза или вред?

Электронный рецепт – польза или вред?

Конец лета 2017 г., похоже, запомнится отечественным медикам и фармацевтам надолго – благодаря ряду подписанных Президентом России законов о телемедицине, об электронных рецептах и возрасте главврачей.

Будущее уже сегодня

Каждый из этих законов чрезвычайно значим для российского здравоохранения.

Закон о предельном возрасте главврачей приведет к серьезным кадровым перестановкам в системе государственной и муниципальной медицины.

Закон о телемедицине официально создает новое направление и новый формат во взаимодействии врача и пациента.

Закон об электронных рецептах закрепляет на федеральном уровне не просто новую форму выписки рецепта, но и новый стандарт качества, минимизирующий ошибки при выписке и назначении рецептов российским пациентам.

Что же такое электронный рецепт и нужен ли он нашей стране? Без сомнения – да!

Электронный рецепт как решение многих проблем

Почерк врача, как известно, лучший способ сохранения врачебной тайны. И, увы, даже в лучшие времена, когда оформление рецептов было не роскошью, а нормой, каждый Аптекарь многократно сталкивался с ситуацией, когда представленный покупателем рецепт был откровенно нечитаем. И даже по смыслу было нельзя понять, что же назначили пациенту.

Сегодня выписывать рецепт большинство врачей вообще не считает нужным. В результате подчас пациент, приходя в аптеку, просит лекарства по памяти или читая по бумажке, на которой он сам же и записал название препарата. Причем записал так, как услышал.

Беда еще и в том, что отсутствие рецепта приводит к невозможности оформления пациентом налогового вычета на лекарства, проблемам с запуском программы реимбурсации, ограничению прав пациента, увеличению риска ошибок при лечении больных, снижению доходов аптечной розницы и общему ухудшению состояния здравоохранения в стране, в т.ч. росту заболеваемости и смертности.

Возможно кому-то покажется что такой длинный перечень проблем из-за исчезновения практики надлежащего оформления рецептов избыточен. Но это не так.

Простой пример: неадекватная антибиотикотерапия с нарушением схем лечения и дозировки уже привела к тому, что в России сформировались опасные лекарственно-резистентные штаммы туберкулеза. Причем доля больных с этими крайне плохо поддающимися лечению штаммами в нашей стране неуклонно растет.

Или другой печальный пример: согласно отчету Всемирной организации здравоохранения «Cause of death» мы находимся в «красном» перечне стран по числу инфарктов и инсультов на фоне артериальной гипертензии. Кроме нас, в этом списке «антилидеров» других развитых стран нет. У нас же наблюдается неприятный парадокс – есть медицина, соответствующая требованиям ВОЗ, есть очень высокие показатели доступности лекарств (намного выше среднемировых) и есть миллионы пациентов, не получающих должного лечения.

Введение электронных историй болезней и электронных рецептов подобную ситуацию неизбежно исправит: как показал опыт европейских стран и стран Северной Америки ведение обязательной электронной отчетности повышает качество сбора анамнеза о пациенте, снижает шанс на врачебные ошибки, упрощает процесс получения рекомендаций по адекватной терапии. И, что особенно важно, дает возможность работнику аптеки быть полностью уверенным как в содержании, так и в актуальности рецепта.

Именно поэтому на текущий момент электронный рецепт можно считать неким новым стандартом качества в мировом здравоохранении. И сегодня существует четкая взаимосвязь между уровнем внедрения электронных историй болезни и электронных рецептов и эффективностью медико-фармацевтической помощи в целом: в странах-лидерах (Дания, Швеция, Великобритания, Новая Зеландия, Финляндия и т.д.) доля врачей, использующих эту технологию весьма высока, а в странах с менее развитым здравоохранением – низка.

О чем говорит закон?!

Введением в России электронных рецептов мы обязаны Федеральному закону от 29 июля 2017 г. №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». Этот закон начинает действовать уже с 1 января 2018 г., однако отдельные его положения (например, в части касающейся рецептов в электронном виде на ЛП с содержанием наркотических средств и психотропных веществ) заработают лишь с 1 января 2019 г.

В соответствии с 242-ФЗ отныне под рецептом на ЛП в нашей стране понимается медицинский документ установленной формы, содержащий назначение ЛП для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска ЛП или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, либо документ установленной формы, содержащий назначение ЛП для ветеринарного применения, выданный ветеринарным работником в целях отпуска ЛП или его изготовления и отпуска на бумажном носителе.

Фактически электронный рецепт становится частью системы телемедицинских технологий – информационных технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

Кто подписал?

Для оформления электронных рецептов и прочей электронной медицинской документации со стороны пациента необходимо использование усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а со стороны медицинского работника – обязательное использование усиленной квалифицированной электронной подписи.

В настоящий момент в России действует 3 вида электронных подписей, которые могут применяться в различных ситуациях:

  • Простая электронная подпись подтверждает факт формирования подписи определенным лицом посредством кодов, паролей и иных средств защиты. Используется при оформлении электронных сообщений, направляемых в органы государственной власти, местного самоуправления или должностным лицам. Например, для получения услуг в сфере коммунального хозяйства.
  • Усиленная неквалифицированная электронная подпись подтверждает факт формирования подписи определенным лицом и неизменность документа с момента подписания. Разрешена к использованию при оформлении документов, не требующих обязательного наличия печати. Такой подписью заверяют, например, некоторые виды договоров, бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. Подпись создается с помощью криптографических средств, при этом допускается использование сертификата неаккредитованного удостоверяющего центра.
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) создается с привлечением криптографических средств, подтвержденных компетентными органами, а именно ФСБ РФ. Гарантом подлинности в данном случае выступает специальный сертификат, выданный аккредитованным удостоверяющим центром. Электронный документ, подписанный УКЭП, имеет такую же юридическую силу, как и бумажный, который подписан собственноручно.

Получить электронную подпись (как простую, так и усиленную) можно уже сегодня в сотнях авторизованных центрах, которые расположены по всей стране.

Для получения сертификата квалифицированной электронной подписи физическими лицами требуются:

  • личное присутствие;
  • основной документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС).

Для получения сертификата квалифицированной электронной подписи юридическими лицами требуются:

  • учредительные документы;
  • документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе заявителя.

Сертификат и ключи электронной подписи в авторизованном центре запишут на сертифицированный электронный носитель – электронную карту или флэш-накопитель (можно принести свои).

Перечень аккредитованных центров, имеющих право на оформление электронных подписей, можно найти на сайте Министерства связи РФ

Передача электронных документов между медицинскими и аптечными учреждениями и организациями будет осуществляться через Интернет посредством Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) Минздрава России. В которой данные о пациенте будут храниться как для медицинских целей, так и для целей государственных органов.

Владимир Корнюшин, МВА, PhD, директор Северо-западной академии экономической безопасности

Вернуться к списку статей номера

bottomline1 bottomline2
Rambler`s Top 100
© 2006 «Аптекарь. Объемный взгляд на профессию»
Все права защищены.
Тематический каталог. Рефакторинг сайта: ООО "Бионика Медиа"
Контакты в России
телефон: (495) 786-25-41
e-mail: info@aptekarjournal.com